Редактирование: 14 способов улучшить текст

Редактирование текста – важнейшая часть работы копирайтера. Иногда оно занимает больше времени, чем написание материала. Понятно, что в вашей работе не должно быть грамматических, орфографических и иных ошибок. На что еще нужно обратить внимание, чтобы готовая статья получилась качественной?

  1. Разделите текст на абзацы.
Редактирование текста стоит начать с исправления структуры и разделения на абзацы.

Есть хорошее правило: одна мысль — один абзац.

Сплошное полотно текста очень сложно читать. Разбейте готовую статью на короткие абзацы по 3-4 предложения. Так он будет легче восприниматься, и не оттолкнет читателя громоздким видом.

  1. Убедитесь, что вы ясно выражаете мысли.

Вычитывая текст, нужно быть уверенным, что каждая мысль понятна не только вам. Внимательно просмотрите статью на наличие неясных предложений, запутанных фраз и узкоспециализированных терминов.

  1. Обосновывайте свое мнение.

Убедитесь, что каждое утверждение в тексте обосновано и чем-то подтверждено. Самое простое – использовать союз «потому что». Доказано, что когда люди видят причину, из которой вытекает утверждение, они больше доверяют прочитанному материалу.

  1. Исключите пассивные глаголы.

Пассивный залог не зря называют страдательным. Он лишает предложение утвердительного характера. Сравните пассивный залог – «дом построен строителями» и активный – «строители построили дом».

Копирайтер должен исключить страдательный залог из текста.

Разница между активными и пассивными глаголами очевидна.

  1. Проследите логическую связь между предложениями или частями текста.

Статья должна быть единым целым. Если вы заметили за собой привычку скакать с одного на другое – составляйте план статьи перед тем, как сесть за компьютер. Особенно важна логика для продающих текстов. В них читатель должен плавно переходить по звеньям одной логической цепочки, которая в конце замыкается на покупке.

  1. Следите, чтобы в тексте не было противоречий.

Нужно хорошо просмотреть текст на наличие противоречий. Обратите внимание на то, что они часто бывают неявными. Например, когда в описании автомобиля в начале упоминается хорошая проходимость, а в конце – низкая посадка.

  1. Уберите из текста штампы, клише, канцеляризмы, слова-паразиты.

Начнем со слов-паразитов – им может стать любое слово, которым злоупотребляет автор, особенно, если оно не несет никакого смысла. Клише и штампы погубили не один хороший текст. Их нужно по максимуму удалить из материала. Парочка расхожих выражений не испортят статью, но, если они в каждом абзаце – это утомляет. Канцеляризмы и вовсе уместны только в бюрократической переписке.

Тексты от копирайтера должны быть четкими и ясными

Текст, освобожденный от лишних слов, станет четче и убедительнее.

  1. Сократите текст, особенно критично стоит отнестись к вступлению.

Любой текст можно сократить. Пройдитесь по каждому абзацу, уберите ненужные обороты и прочий словесный мусор. Сотрите то, что кажется лишним. Особенно внимательно прочитайте вступление – не нужно делать его больше трех предложений, кроме этого, каждое из них должно относиться к теме.

  1. Проверьте текст на лишние пробелы.

Лишние пробелы многие не считают за ошибку. Дело в том, что в ворде они практически не заметны. А вот при добавлении на страницу сайта станут бросаться в глаза. Не надо делать «бяку» заказчику, стоит проследить, чтобы между словами стоял ровно один пробел.

  1. Уберите повторы.

Это правило касается не только однокоренных слов, но и смысловых повторений. Убедитесь, что вы не пишите об одной и той же информации в разных частях текста, что заключение не повторяет вступление. Частые повторы однокоренных слов также нужно исключить, подобрав синонимы.

Копирайтер должен иметь богатый словарный запас.

Избегайте не только повторений синонимов, но и смысловых повторов.

  1. Упростите сложные словесные конструкции.

Не стоит использовать слишком длинные предложения. Текст будет убедительнее, если вы научитесь коротко и ясно выражать свои мысли. Это не значит, что каждое предложение должно состоять из пяти-восьми слов. Нет, просто изречения на целый абзац лучше разбить на несколько фраз.

  1. Добавьте конкретики.

Убедитесь, что вы не используете абстрактных прилагательных. Например, «вместительный автомобиль» – лучше заменить на «автомобиль, вмещающий шесть пассажиров». Так читателю будет ясно, что вы имели в виду.

  1. Вычистите лишние усилители.

Такие прилагательные, как «самый», «лучший», «уникальный» и другие использовать можно только в одном случае — если вы действительно уверены в том, о чем говорите. Например, «слон – самый большой зверь» — бесспорное утверждение, а вот «слон – самое серое животное» — уже повод для споров.

Продающие тексты - вот, где нужно быть особенно осторожным с громкими словами.

Расхваливая продукт, не переборщите с сильными прилагательными. Лучше подберите конкретные данные, подтверждающие его качество.

Список можно продолжать очень долго. Из текста неплохо удалить лишние вводные слова, риторические вопросы, двойные глаголы. Но не стоит слишком увлекаться правилами, иначе можно потерять собственный стиль. Иногда лучше довериться интуиции – прочитайте текст вслух и, если вы чувствуете, что каждое слово на своем месте, значит, так оно и есть.